
Материал из журнала "Пробуждение" № 22 за 1916 года.
На новых началах
У русского народа есть прекрасная поговорка, как и много других, не менее прекрасных, и эта поговорка—«терпение и труд все перетрут».
Два великих стимула, две великие силы, будущность которых вся впереди. Великие возможности открывают они.
Не будь труда, разве цивилизация и прогресс поднялись бы на ту высоту, на которую они успели уже подняться! Но труд без терпения—это еще не все; без терпения труд не достигает желанной цели, не дает тех плодотворных результатов, на которые вправе рассчитывать человек и которые даются, когда труд сопровождается терпением.
Без труда и терпения ничто не дается. Поэты, писатели, мыслители, ученые—все они прежде, чем подарить миру то или иное произведение, открыть ту или иную тайну мира, затрачивали огромный запас труда, воли и энергии.
Но если люди талантливые и гении вкладывают в свои творческие порывы так много сил и энергии, то тем более должны вкладывать их в свою жизнь, в свою деятельность люди заурядного ума и способностей.
Труд не игрушка, не забава,—труд вершит дела, венчает вершину здания. Только при посредстве труда и энергии можно создать жизнь красивую и яркую, только при помощи терпения можно достигнуть конечной цели.
Наша молодежь начинает сознавать эту великую истину, этот трюизм жизненного обихода и все ближе становится лицом к жизни. И мы видим и наблюдаем, как благотворительность,—та благотворительность, которая еще так недавно играла такую видную роль в жизни молодежи и считалась чуть не единственной и целесообразной формой помощи, все дальше отходит на задний план, и наша молодежь, чуткая к восприятию жизненных явлений, тяготится уже ею и отвергает ее.
В последнее время это новое явление жизни в особенности ярко и сильно замечается.
Тяжелые жизненные условия—война и связанная с нею дороговизна жизни—поставили нашу молодежь в крайне затруднительное положение, и все же молодежь с честью выходит из затруднения и обязана всецело собственным усилиям и стараниям; гордо и с пренебрежением отвергает все, что носит характер благотворительности.
А разве раньше, до войны, так было? Раньше в подавляющем большинстве случаев только на благотворительность и надеялись; газетные столбцы то и дело пестрили воззванием о помощи неимущим и нуждающимся студентам.
«Вечный студент» чеховского периода времени, оборванный и жалкий, в порыжелых дырявых сапогах, мечтатель и созерцатель звездного неба, ютящийся в «меблирашках», вечно голодный, отошел уже в область предания и больше не торчит у театральной кассы, не фланирует по улицам города в поисках дешевых уроков, не обивает порогов благотворительных заведений.
Нынешний студент—тип новый, выдвинутый и созданный новыми условиями жизни.
Тяжелы до крайности нынешние условия жизни, а поглядите на нашу молодежь,—нет прежней апатии,—бодрость, светлый взгляд на жизнь и энергия.
Ни в столицах, ни в провинциальных городах нет квартир, предметы питания до невозможности вздорожали и все-таки, несмотря на это, молодежь нашла и места для жилищ и столовые организовала.
В Москве городская дума ассигновала 15 тысяч рублей на нужды учащейся молодежи. Студенческий коллектив заявил, что для студентов унизительно пользоваться пожертвованными деньгами, что нужды материального свойства должны быть удовлетворены лишь на началах взаимопомощи, и потребовал, чтобы деньги были возвращены их жертвователям.
Все это делает честь молодежи, указывает на то, что молодежь наша строит жизнь на новых началах.
Новое строительство жизни началось,—новое и прекрасное. Загорается вдали светлая манящая заря.
Отрадно, легко и весело делается на душе. Отрадно потому, что и мы, хотя, может быть, и не все, «узрим свет», легко потому, что путь грядущего, полный озарения, зовет и манит и награду несет с собой, весело потому, что солнце жизни дарит цветы и ласку, рождает «и пышный цвет, и сладкий плод».
Н. Степаненко.
|